RU UA

ГАРАНТ ЭКОНОМИИ ВАШЕГО
ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ

Новости

Что даст экономике урезание расходов и повышение налогов

Как эксперты оценили секвестр бюджета и меры правительства, направленные на предотвращение финансовой катастрофы

new1В четверг, 27 марта Верховная Рада приняла два документа, влияние которых на жизнь украинцев вряд ли можно переоценить. Речь идет об изменениях, внесенных Кабмином Яценюка в бюджет Азарова, а также о пакете антикризисных мер, изложенных в законопроекте "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине". ЛІГАБізнесІнформ расспросила экономистов об ожидаемой эффективности предложенных мер, их влиянии на экономику и дальнейших шагах, которые стоит предпринять правительству.

Александр Савченко, ректор Международного института бизнеса, экс-замминистра финансов и бывший замглавы НБУ

О сути изменений в госбюджете. Главная цель принятых документов - установление более конкретного диалога с МВФ. Ведь увеличение доходной части госбюджета и уменьшение расходной были основными требованиями Фонда. Цель была достигнута малой кровью. Предложенные мероприятия позволили сделать бюджет более сбалансированным и реальным.

О необходимых реформах. Предложенные меры не дадут толчок экономическому росту. Принятые документы направлены на консолидацию и сбалансирование. И я надеюсь, что за ними последуют другие законы, стимулирующие экономическое развитие. Такие инициативы должны касаться изменения целевой функции и политики Нацбанка. То есть, главной задачей НБУ должен стать рост ВВП. И уже во вторую очередь - финансовая стабильность. Для того, чтобы снизить ставки по депозитам и кредитам, а также взять на себя ответственность за инфляцию, Нацбанк должен перейти к политике инфляционного таргетирования.

О прогнозе динамики ВВП. Если ВВП будет подсчитываться без учета территории Крыма, то показатель действительно будет соответствовать прогнозам Кабмина (падение на 3% - ред.). Но я считаю, что правительству нужно ставить более амбициозные цели. При девальвации в 30% говорить о минусовых темпах роста неправильно. Надо ориентироваться хотя бы на нулевую динамику.

Сокращение штата госчиновников только на 10% - это не реформы, а косметика

О сокращении госчиновников и снижении VIP-пенсий. Я считаю, что затраты надо было снижать более радикально, особенно на административно-хозяйственный персонал. Сокращение госчиновников на 10% - это не реформы, а косметика. То же касается и расходов Пенсионного фонда. Здесь нужно было бы сделать единую унифицированную пенсионную систему для всех: предложить общий для всех возраст выхода на пенсию в 60 лет и решить проблему 30-тилетних пенсионеров. Здесь открывается колоссальный резерв - в десятки миллиардов гривень.

Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины

О сути изменений. Я бы назвал предложенные меры обременением, как для бизнеса, так и для социальной сферы. С одной стороны, вводятся дополнительные налоги для бизнес-среды, с другой - замораживаются соцстандарты с одновременным повышением тарифов на энергоносители. Этот пакет будет способствовать не экономическому развитию, а, наоборот, сворачиванию активности. Налоговая нагрузка не позволит украинским бизнесменам возвращать в Украину ранее выведенные активы. А сворачивание и уменьшение социальных выплат снизит внутреннее потребление.

Чтобы стимулировать экономический рост, надо не вытягивать из экономики ресурсы, а, наоборот, насыщать ее деньгами

О подпитке экономики. Для стимулирования экономического роста нужно было бы действовать с точностью до наоборот. То есть - не вытягивать из экономики деньги, а, наоборот, насыщать ее деньгами. Для этого у нас есть эффективный инструмент - собственная денежная единица, которую Украина эмитирует. Поэтому можно было бы повторить опыт 2000 года, когда страну удалось вывести из состояния падения ВВП. Тогда главный метод заключался в значительной дополнительной эмиссии гривни. Благодаря этому экономика насытилась деньгами и заработала. Естественно, были более высокие темпы инфляции. Но сейчас для нас важнее экономическое развитие, а не инфляция.

О роли МВФ. Как я понимаю, эту антикризисную программу и бюджет приняли, чтобы удовлетворить МВФ и получить кредитные ресурсы от самого фонда и других институций, которые связывают с ним свои кредитные программы. Но эта программа явно не направлена на удовлетворение потребностей украинской экономики и, тем более, граждан.

Об основных опасностях. Главные риски для экономики правильно обозначил премьер-министр Яценюк во время презентации программы. Это угрозы в энергетической и торговой сфере, исходящие от России. Компенсировать украинским производителям потери, которые они вынуждены нести из-за торговой войны на российском рынке, можно только за счет внутреннего рынка. Но для этого нужно подпитывать потребление, а не сужать его.

Ярослав Жалило, первый замдиректора Национального института стратегических исследований

О сути поправок в госбюджет. Создается впечатление, что существенно уменьшая расходную часть и скромно оценивая доходы бюджета, правительство перестраховывается. Это, по всей видимости, делалось для того, чтобы поправки к бюджету были нормально восприняты в МВФ. Во-вторых, правительство могло таким образом обезопасить себя от необходимости каких-либо дальнейших изменений, на случай если положение дел еще более ухудшится. Но, я не исключаю, что результаты экономики будут лучше, чем прогнозируются, если, конечно, не будет резкого обострения ситуации в связи с отменой выборов, военной агрессией и т.п.

Государство с помощью предложенных мер хочет меньше тратить, тогда как настоящие антикризисные шаги должны помочь государству больше зарабатывать

О доходах и расходах бюджета. Меры, касающиеся доходной части, нужно было принимать еще в конце 2012 года. Мы уже тогда рекомендовали такие меры как повышение подоходного налога, акцизов, налога на использования недр и т.д. Для финансирования расходной части при существующем экономическом прогнозе неоткуда брать деньги, что дополнительно осложняется растущими военными расходами. Тем не менее, я считаю, что к сокращению социальных расходов нужно было бы относиться более осторожно, особенно таких как финансирование службы скорой помощи, доплаты врачам, поддержки семей с детьми и т.п. Эти коррективы вызывают плохой социальный фон и отрицательно влияют на возможность экономического роста.

О дальнейших реформах. Принятые меры, по сути, не являются антикризисными. Государство с их помощью попросту хочет поменьше тратить, тогда как настоящие антикризисные меры должны помочь государству больше зарабатывать. Поэтому следующей волной должно стать реальное реформирование. В бюджетной сфере нужно не просто сокращать расходы, а повышать их эффективность и целевой характер, в налоговой сфере - обеспечивать нужное наполнение бюджета, внедряя механизмы, при которых налоги могли бы способствовать местному развитию, инвестированию и т.д. А для формирования бизнес-климата - проводить изменения в регуляторных органах. Поскольку из депрессии мы сможем выйти только путем реформирования, все это надо делать сейчас. И я надеюсь, что экономический блок правительства после первичного ужатия возьмется именно за разработку таких мер. В связи с этим во второй половине года нас может ждать еще один пересмотр бюджета, но уже в лучшую сторону.

Григорий Перерва, директор рейтингового агентства IBI-Rating

О роли правительственных инициатив. Предложенные меры можно назвать "скелетом", на который нужно наращивать мясо и кожу. Но перед этим стоит дополнить недостающими "костями" сам скелет. Предложенные документы должны сыграть важную роль в краткосрочном периоде. Очевидно, что базовые параметры бюджета нуждались в корректировке. Также очевидно, что нужно было проводить ряд непопулярных мер, связанных с увеличением долговой нагрузки, сокращением соцпрограмм, пересмотром ставок налогообложения. Этого требовала как ситуация в экономике, так и МВФ, от реакции которого зависит дальнейшая платежеспособность Украины. В то же время, на среднесрочную перспективу пока не предложено стратегии развития, которая содержала бы не только декларативные намерения, но и конкретные шаги по реализации целей, промежуточные ориентиры и условия контроля результатов. Однако, принятие документов происходило в условиях жесточайшего цейтнота, необычайно сильного внешнего давления на государство и наличия внутренней оппозиции. Поэтому к ним пока рано предъявлять повышенные требования.

О важности правильных шагов. Независимо от принятых документов 2014 год был бы очень сложным для отечественной экономики. Последствия кризисных явлений начнут проявляться к концу весны, а пик придется на вторую половину осени. Отсутствие реформ и дальнейшее увеличение соцстандартов, как это планировало предыдущее правительство, вероятно, позволило бы менее болезненно перейти в 2015 год. Однако последствия в этом случае были бы куда печальнее. Сейчас есть некоторая надежда, что рост цен и тарифов на ряд услуг, пересчет которых не производился в течение многих лет, позволит выровнять ситуацию с расходной частью бюджета.

Принятие поправок к госбюджету происходило в условиях жесточайшего цейтнота, необычайно сильного внешнего давления и наличия внутренней оппозиции

О рисках и вызовах. Проблемы с выполнением данных программ могут возникнуть на любом этапе. Отсутствие стабильности в обществе и стена сопротивления проводимым изменениям будет усилена ожидаемым снижением соцстандартов. Одновременно ожидается сокращение поставок продукции в Россию, что сильно ударит по промышленности. Урезание финансирования местных бюджетов приведет к снижению выплат бюджетникам. Не стоит забывать, что планируется не только сокращение чиновничьего аппарата, но и ряда служащих госорганов. Поэтому ключевой станет задача недопущения социальных волнений. Добавим сюда сокращение потребления и, соответственно, производства, а также попытку ухода в тень бизнеса, например, алкогольного и водочного, после поднятия акцизов. Решение подобных вопросов требует не только времени, но и консолидации власти, жесткой вертикали и понимания со стороны населения, для чего все эти жертвы нужны.

Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы Инвестиционный Капитал Украина (ICU)

О влиянии новаций на экономику. Структура экономики и темпы ее средне- и долгосрочного развития будут улучшаться в период 2014 - 2015 годов и далее. Одним из главных вопросов на краткосрочном этапе является подписание программы финансовой поддержки с МВФ и ее неукоснительное выполнение на протяжении всего времени действия, что наряду с финансовыми вложениями других международных институтов, таких как ЕБРР, Всемирный банк, МФК и др., обеспечит финансовую стабильность в стране.

О возможных проблемах. Основным риском в краткосрочном периоде является засилье политического популизма в управлении экономикой и, соответственно, провал структурных изменений, результатом чего станет дальнейшая стагнация экономики.

Источник: ЛIГАБiзнесIнформ 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Войти

Календарь

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2