Страны периферии должны ограничить режим жесткой экономии, укрепить спрос, провести реформы и стремиться к заключению финансового союза.
Грядущий визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Афины вызовет намного меньшую напряженность, чем ее прежние поездки сюда во время европейского продолжительного финансового кризиса. Конечно, греки не питают к Меркель особой любви, но благодаря относительному экономическому подъему в Европе отношения Германии со странами, экономика которых пострадала больше всего, немного улучшились.
Действительно, Европа больше не считается угрозой для глобальной финансовой стабильности. Центральные экономики еврозоны проявляют признаки оживления, а финансовая ситуация в изрядно задолжавших странах периферии также улучшается. Но с учетом нехватки капитала, снижения спроса и медленных реформ на периферии еврозоны дальнейший прогресс под большим вопросом.
В странах еврозоны, больше всего пострадавших от глобального экономического кризиса, производство и занятость упали всерьез и надолго. Реальный (с учетом инфляции) доход на душу населения в еврозоне в целом находится где-то на уровне 2007 года; в Греции и Италии, однако, он упал до уровня 2000 и 1997 года соответственно.
Между тем средняя безработица в еврозоне составляет 12%, и она намного выше на периферии. В Испании более 25% работников не трудоустроены, а в Италии безработица среди молодежи составляет 42%. В Греции, где общий уровень безработицы возрос до 28%, около 60% молодежи не имеют работы. Избавиться от такой огромной безработицы будет нелегко, и для этого потребуется быстро вернуться к высоким и устойчивым темпам роста.
Возьмем, к примеру, Грецию, где правительство в ближайшие месяцы планирует возвращение на рынки капитала для финансирования долгосрочных займов страны, пусть даже обеспечение такого финансирования потребует уплаты столь высоких процентов, что об устойчивости говорить не приходится. Тот факт, что правительство готово на это пойти, ясно показывает его желание вырваться из-под влияния "тройки" (Международный валютный фонд, Европейская комиссия и Европейский центральный банк).
Действительно, с 2008 года ВВП Греции уменьшился почти на 25%. Для восстановления потребуется много капитала, но есть пять причин того, почему подобное финансирование вряд ли можно ожидать в нынешних условиях:
Наряду с неудовлетворительным притоком капитала Греция страдает от снижения спроса, поскольку "тройка" продолжает сжимать страну в тисках жесткой экономии. Если эту политику не смягчить или не заменить более экспансионистской политикой со стороны центра еврозоны, спрос останется низким, что помешает дальнейшим инвестициям.
В нынешнем состоянии Греция вряд ли способна восстановить свою экономику. И у других стран периферии, вероятно, тоже будут трудности. Реформы проводятся в недостаточной мере, а капитала не хватает, в то время как социальные конфликты, вызванные жесткой экономией, повышают риск политической нестабильности, потенциально способной привести к катастрофе. С учетом приближения выборов в Европарламент перспектива победы на периферии противников жесткой экономии (а в странах центра - усиления партий, выступающих против евро и против "спасения утопающих") повышает риск нестабильности еще больше.
Если финансовые пертурбации возобновятся, и в еврозоне начнется новый кризис, устойчивость валютного союза вновь окажется под вопросом. Чтобы предотвратить такой исход, Греция и другие страны периферии еврозоны должны ограничить режим жесткой экономии, укрепить спрос, провести реформы, усилить инвестиционную поддержку и стремиться к заключению финансового союза. К сожалению, этими ключами к цельной и процветающей еврозоне, скорее всего, не воспользуются - возможно, до следующего кризиса.
Яннос Папантониу,
бывший министр экономики и финансов Греции,
президент Центра прогрессивных политических исследований
Project Syndicate, 2014
Источник: finance.liga.net